Как приступить к решению задачи 5 класса: - прочитай текст и ответь на вопрос. что осталось от александрийской библиотеки, по замечанию автора. латинская поговорка говорит: и у книг есть свои судьбы. судьба книги часто бывает удивительнее человеческой судьбы. вот, например, сборник стихов греческого поэта алкмана. этот папирусный свиток дошёл до нас самым странным образом. он давно погиб бы, если бы его не похоронили. и похоронили по-настоящему, как хоронят людей. у древних египтян был обычай: в гробницу вместе с мумией — набальзамированным трупом человека — класть все его бумаги и книги. на груди мумий пролежали до нашего времени и письма, и учёные сочинения, и стихи людей, живших много тысяч лет тому назад. египетские могилы сохранили множество книг, которые не могли сохранить библиотеки. самая большая из египетских библиотек — александрийская — сгорела во время взятия александрии легионами юлия цезаря. сколько замечательных рукописей погибло среди этого миллиона сгоревших свитков! до нас дошли только отрывки из библиотечного каталога. от книг, которые когда-то заставляли читателей смеяться и плакать, остались одни названия, словно имена, высеченные на могильных памятниках давно истлевших и забытых людей. но ещё удивительнее судьба книг, спасшихся только потому, что их пытались уничтожить. вернее, пытались уничтожить не самую книгу, а написанный на ней текст. в средние века, когда пергамент был очень дорог, случалось, что, найдя древнюю рукопись, соскабливали ножом старый текст и на месте «нечестивой» греческой поэмы или сочинения римского историка писали жития святых. были настоящие специалисты по соскабливанию — истреблению книг. множество книг погибло бы от рук этих палачей, если бы в наше время не нашли способа оживлять погубленные книги, или, как их называют, палимпсесты. чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста. (по м. ильину)