В 1841 году, за считанные месяцы до своей преждевременной гибели М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение "Листок", которое в наше время стало хрестоматийным. Во многом оно связано с личной жизнью поэта в этот период и носит автобиографический отпечаток, как и многие другие произведения поэта.
Автобиографические черты в лирике Лермонтова
Исследователи считают, что Лермонтов с самых ранних лет отражал все, происходящее вокруг него, в собственных стихах. Например, ранняя потеря матери очень сказалась на его юношеской лирике, где присутствует идеализированный образ матери и ребенка, как в стихотворении "Ангел". Одна из первых поэм, "Странный человек", полностью описывает внутренний мир юноши-Лермонтова, его одиночество и неспособность найти себя в общении с окружающими.
Сильный автобиографический отпечаток накладывается и на любовную лирику поэта. По мере того, как менялись объекты его влюбленности, в стихотворениях появлялись новые мотивы и образы.
Анализ стихотворения "Листок"
Главный образ данного стихотворения - лист дуба, который был занесен ветром далеко на чужбину. Кульминационным моментом становится разговор измученного странника с веселой молодой чинарой. Гордое дерево отказывается принять засохший листок в свою крону и не желает слушать его рассказы о чужих краях, потому что они ему просто неинтересны. И бедный листок, разочарованный, остается ни с чем.
В данном случае лирического героя можно сравнить с самим поэтом, который в тот момент пребывал на Кавказе и чувствовал свою ненужность там. Воплощением южного и гостеприимного на первый взгляд края выступает чинара, которая на деле оказывается равнодушной и холодной. Поэт готов делиться своим вдохновением с жителями Кавказа, но они отвергают его, уже отринутого Родиной, и заставляют дальше скитаться по свету в поисках приюта и понимания.
Наиболее используемыми художественными средствами в этом произведении являются:
Эпитеты ("ветки родимой", "в отчизне суровой", "листьев ... изумрудных").
Олицетворения (диалог чинары и листка передается как беседа двух людей).
Риторические вопросы ("На что мне тебя?", "... да к чему мне твои небылицы?").